LALAB
  • О нас
    • О нас
    • Партнеры
    • Контакты
    • Удаленная Помощь
  • Услуги
    • Заправка картриджей
    • Ремонт оргтехники
    • Ремонт плоттеров
    • Ремонт ноутбуков
    • Настройка серверов
    • Сисадмин
    • Программирование
    • Настройка сайтов
    • ИТ Арбитр
  • Документы и цены
    • Барахолка
    • Для Бухгалтерии
    • Прайс Листы
  • Блог
09.11.2017 автором lalab

«Повременка» или «Под ключ»?

«Повременка» или «Под ключ»?
09.11.2017 автором lalab

Повременная работа с "почасовкой" над проектом или под ключ с известной изначальной стоимостью?

О чем статья? В предыдущей статье я написал про ответственность сторон в проекте по разработке системы учета. Эту статья хочу посвятить вариантам работы исполнителя над проектом и поделиться плюсами и минусами двух таких разных подходов, как работа на «повременке» и работа «под ключ» под задачи заказчика.

Принцип таксиста и принцип заказчика. Несмотря на то, что разработка системы учета для заказчика (кстати, это применимо и к созданию сайта) — это часто большой проект, который длится не одну неделю или месяц, к разработке применимы такие же принципы, как и в обычной жизни при покупке чего-либо. Когда вы садитесь в такси, таксист берет деньги за километраж или время. Когда вы приходите в магазин, вы платите за тот товар, что лежит на полке. А система учета — это не просто товар (даже если речь идет о каком-то готовом решении), а услуга (бизнес у каждого свой и есть свои нюансы, которых в готовом решении может не быть вовсе). Поэтому логично предположить, что оценка разработки системы учета идет по времени, которое затратил программист на создание этой системы. С другой стороны, не всегда понятно, а сколько же времени реально уйдет на её создание? Заказчику важно и нужно знать стоимость проекта ДО его начала — это справедливо. Исполнитель может по ходу дела наткнутся на что-то, что увеличит его время в разы — это так же справедливо. И тот и другой вариант в чистом виде кого-то может не устроить. Так как же выбрать верную стратегию, чтобы обе стороны были в позиции «выигрыш-выигрыш»?

Преимущества и недостатки вариантов

Вариант работы «повременка».

Такой вариант выгоден в первую очередь исполнителю. Исполнитель понимает, что любой проект «под ключ» несет в себе риски. Это риски надо закладывать в денежном эквиваленте, но это увеличивает цену проекта. С учетом конкуренции это невыгодно, так как клиент может усвистать к другому исполнителю, у которого подешевле.

«Повременка» оценивается в часах, днях или неделях. Час работы программиста может стоить 500-1000 рублей. Тогда за неделю его работы обойдется в 20К-40К. Но тут нет понимания, сколько недель потребуется для того, чтобы все работы были готовы. Не забывайте о том, что народ еще надо научить работать в системе, подготовить для сисадмина заказчика мануал и т.д.

Вариант работы «под ключ».

Перед началом проект надо учесть все нюансы — что есть и что потребуется. Однако заказчик может не знать, чего он хочет или не понимать, как именно он это хочет. А говорить цену заранее некорректно без уточнения всех деталей. Мой опыт показывает, что даже когда есть ТЗ, заказчик не всегда понимает, что он так же несет ответственность за проект и за получение результата на выходе — он просто можем свесить ноги и ни хрена не делать (ТЗ то есть!). А ТЗ может корректироваться, уточняться и вообще может дойти до того, что надо его переписывать, вникая не в то, что хочет клиент, а в то, как у него вообще бизнес работает. И заказчик должен понимать, что за это так же придется доплачивать.

Пути решения и ответственность

Что выбрать — пути решения. Пора подвести небольшое резюме всему выше сказанному. Оба пути («повременка» и «под ключ») имеют свои плюсы и минусы. «Повременку» имеет смысл делать, когда у заказчика нет ничего под рукой для старта. То есть, он понимает, что вот надо куда-то туда, но что и как для него остается туманным. Тогда в ход идет обычная абонентка. Ее можно называть ИТ-поддержкой или аутсорсингом. Но готов ли под это подписываться клиент — это уже другой вопрос. «Под ключ» подразумевает разбивку проекта на этапы, первый из которых — это разработка технического задания. И «под ключ» будет стоить недешево.

И снова немного про ответственность. Чтобы выбрать то, что ему нужно, заказчик изначально должен всё хорошо взвесить и понимать, что ему придется самостоятельно контролировать все процессы — иначе никак! Он должен лишишь себя иллюзий, что за него всё сделают и понять, что ему дают инструменты и объясняют, как ими пользоваться. Вариант того, что заказчик готов платить огромные деньги за создание того, что ему нужно почти всегда отметается, так как в подавляющем большинстве все привыкли экономить. Даже на примере пресловутого сервиса «Яндекс-Маркет», в котором народ наплодил кучу дешевых товаров и пытается на них сбить цены — это то, как сейчас выглядит «бизнеса по-русски». И заказчики привыкли, что так оно и должно быть. Они стали требовательными к дешевизне, а исполнители пытаются удешевить товары и программы. Но мало кто из заказчиков задумывается, что дешевый товар или ПО подразумевает экономию на его производстве или разработке. И «дёшево» далеко не всегда означает «качественно». А поговорка про скупого тут как нельзя кстати — на выходе заказчик заплатит больше и будет разочарован, потому что ожидал не того.

Резюме по статье

Не так важно, какой путь выберет заказчик для разработки и внедрения системы учета. Важно, чтобы этот путь максимально подходил под решение конкретной задачи у заказчика. И самый оптимальный путь — это работа «под ключ» с разбиением проекта на этапы с предоплатой за каждый этап. Предоплата или постоплата за каждый этап — это уже индивидуальные договоренности исполнителя с заказчиком.

Вот пример того, как лучше делать проект. Первым этапом идут переговоры, в которых исполнитель собирает данные, что уже есть. Далее идет  разработка технического задания, после чего определяются объемы и последовательность выполнения дальнейших работ, которые и согласуются сторонами ДО начала проекта.  Идя по такому пути, заказчик может избежать разочарования, а исполнитель — затягивания проекта. Но надо так же понимать, что данный путь требует от обеих сторон взрослого подхода к делам и ответственности над тем, как будет выглядеть и работать результат на выходе. 

Предыдущая статьяОб ответственности сторон за проектСледующая статья Единая система учета - возможно ли это?

About The Blog

Nulla laoreet vestibulum turpis non finibus. Proin interdum a tortor sit amet mollis. Maecenas sollicitudin accumsan enim, ut aliquet risus.

Недавние записи

«Замените МК» на аппаратах Kyocera16.03.2024
Kyocera M2040 — проблемы печати21.12.2021
Тормоза компьютеров и ноутбуков20.08.2020

Рубрики

  • Бытовая техника
  • Компьютеры
  • Обзор техники
  • Оргтехника
  • Про жизнь
  • Простой Софт
  • Сайтростроение
  • Системы Учета
  • Супрос

Рубрики

  • Бытовая техника (1)
  • Компьютеры (2)
  • Обзор техники (2)
  • Оргтехника (15)
  • Про жизнь (2)
  • Простой Софт (4)
  • Сайтростроение (1)
  • Системы Учета (15)
  • Супрос (2)

Недавние записи

«Замените МК» на аппаратах Kyocera16.03.2024
Kyocera M2040 — проблемы печати21.12.2021
Тормоза компьютеров и ноутбуков20.08.2020

Контакты

Стационар по адресу: г. Москва, 2й Южнопортовый проезд д 10с.3
+79680325999
la@logachevlab.ru

Работа с заказчиками

  • Школам

Вопросы по технике

  • Сбросы счетчиков для Brother HL-1110/1112/1210/1212
  • Сбросы счетчиков для Brother DCP 1510/1512/1610/1612 и MFC-1810/1815/1912
  • Сбросы счетчиков для Brother L2300
  • Сбросы счетчиков для Brother серии DCP-L2500/L2700
  • Сбросы счетчиков для Brother MFC-L2720/2740 и DCP-L2560