Как выжить в бизнесе и кто в этом помогает
О чем статья. Черт меня дёрнул написать эту статью, но раз уж дёрнул, то ставьте чай и погнали! В статье я поделюсь своими мыслями по части того, почему бывает трудно вести бизнес и как в нём не только выжить, но и приумножить то, что уже есть. В этой статье слово бизнес будет часто повторяться, потому что это деловая статья. Но если по ходу чтения статьи вы станете вспоминать, а как это происходит в вашей семье или у вас в голове будут всплывать примеры не из бизнеса, а из личной жизни — это отлично! Дело в том, что всё то, о чем речь пойдет в этой статье — это применимо не только к бизнесу, но и к обычной жизни и к нам с вами.
Роль Профессионал
Для обывателя не всегда понятно, что же такое бизнес. Поэтому стоит немного поговорить об этом. Начну издалека, с ролей, который играет каждый из нас — муж/жена, мать/отец, друг/подруга, любовник/любовница, работник, руководитель, профессионал и т.д. В этой статье я поговорю о роли профессионала, потому что именно эта роль позволяет «пересобрать» бизнес и является определяющей в его управлении и процветании. Каждый из нас чего-то, да умеет и с детства о чем-то, да мечтает. Рано или поздно, под грифом «надо» или «хочу» (чаще — «надо»), каждый овладевает какой-то профессией. Он растет, развивается, его навыки становятся «прокачанными» и через какое-то время (обычно на это надо порядка 10 лет) человек становится проффи. Этих людей всегда отличает то, что свою работу они делают играючи и на пять с плюсом. Людям вокруг с ними приятно взаимодействовать, потому как такой человек больше делает, чем говорит. А судят таки по делам. Лично у меня такие люди вызывают уважение еще и за то, что перед тем как стать профессионалами, они сидели на маленьких зарплатах и много пахали — они точно чего-то хотели достичь, состояться в чем-то и них это получилось. И тут я сделаю небольшую оговорку, так как я говорю о тех профессионалах, с которыми общался лично. И это люди, рожденные в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Как происходит становление роли профессионала у тех, кто родился в 90-х, 2000-х годах, я не знаю — у меня мало опыта общения с такими людьми. Теперь вернусь к тем профессионалам, о которых я говорил чуть выше — у них широкий кругозор, они много знают в разных областях, довольно независимы и ими движет живой интерес не только к тому, чем они занимаются, но и к людям. И эти люди играют на равных! Они не смотрят на вас сверху и не поднимают голову вверх при общении — они смотрят прямо и всем свои телом и мыслями дают понять, что они с вами на равных! И это главное, что (на мой взгляд) отличает настоящего профессионала. И речь идет не столько о внешности, сколько о качестве той энергии, которой человек делится при общении с вами. После общения с таким человеком, всегда больше энергии, энтузиазма и куража — кстати, это и показатель того, что человек не забирает вашу энергию, а делится ей, так как у него самого ее хватает. И я уверен, что в вашем окружении такие люди есть.
Вертикаль или горизонталь?
Вернемся к тому, что же такое бизнес. На мой взгляд, бизнес — это среда для реализации потенциала профессионалов, которая позволяет им зарабатывать деньги и создавать работающие решения или просто отменную репутацию. Но на практике в России бизнес — это часто «орало» с стиле «купи-продай», построенное по принципу дойной коровы для тех, кто его создает. В нем все построено по вертикали власти. Есть босс, есть его подчиненные и есть исполнители. И каждый смотрит друг на друга сверху вниз или снизу вверх — по вертикали. Несмотря на то, что сама «вертикаль» сложилась исторически, сейчас все равно мало кто хочет брать на себя личную ответственность за то, чтобы это изменить…никто, кроме профессионалов, у которых еще есть такое желание и которые реально способны это провернуть. И бизнесу для выживания сейчас очень нужны именно профессионалы, которые готовы работать в партнерских связках с бизнесом. Однако даже если бизнес готов это признать, он не готов меняться — сила маховика старых привычек и бонусов вертикали власти просто неимоверна! А пока в бизнесе нет профессионалов, такой бизнес не может долгое время долгое время стабильным и конкурентно-способным.
Мотивация в бизнесе
Благодаря вертикальным отношениям, мотивация в бизнесе направлена больше на подчинение и тиранию, чем на создание плодотворных отношений с клиентами, партнерами (вовне) и командных отношений между людьми в самом бизнесе (внутри). Причем со временем именно неспособность и нежелание создавать такие отношения, становится главной причиной разрушения бизнеса и разочарования тех, кто в нем трудится. Судите сами — если в бизнесе нет «горизонтальных» отношений (в противоположность вертикальным), то туда не придут профессионалы и такой бизнес обречен на вымирание. А ведь если жизнеспособность бизнеса менее 10 лет — это уже не бизнес, а просто попытка создать что-то, немного заработать на этом и бросить.
Пример из жизни
Я общаюсь со многим организациями как партнер-профессионал. И во многих компаниях вижу одну и ту же картину. Есть руководитель, который когда-то создал свое дело. Со временем он «оброс» сотрудниками, которые на него работают (не «с ним», а именно «на него»). Есть проекты, сделки, которые компания совершает. Есть какая-то прибыль, которая позволяет конторе держаться на плаву. И вот со временем руководитель перестает понимать, чем занимаются его сотрудники и вместо того, чтобы вкладываться в их рост, обучение и удержание, предпочитает работать самостоятельно аки пчелки 18-20 часов в сутки. Кстати, это особенность большинства руководителей в России, потому что они выступают в роли спасателей (надо же бизнес с колен на ноги ставить). Когда энергия руководителя заканчивается — на подиум выходит жертва, которой плохо и никто не жалеет. А когда жертва наплакалась вдоволь, вылезает тиран, который пойдет и проверит, что не так у тех, кто на него работает. Этот сценарий часто повторяется и бизнес «ходит по кругу», даже не замечая этого. Со временем внутренние ресурсы руководителя сдают, начинаются проблемы со здоровьем, раздражение по любым поводам и постоянное наблюдение за тем, кто и как косячит (обалденное занятие, не находите?), чтобы потом найти крайнего и «надавать ему по жопе»! Такой руководитель смотрит на всех внутри конторы сверху вниз. А его сотрудники сморят на него снизу вверх лишь с одной мыслью — «запалил или не запалил?». И вот в такие игры продолжают играть многие бизнесы в России. И все усилия, энергия и ресурсы внутри такого бизнеса направлены на то, чтобы кто-то был «большим папкой», а кто — «нерадивыми малышами, которых надо отшлепать». Ответственность, решительность, радость, желание чего-то достичь, живой интерес — все это остается за скобками. И даже если кто-то в такой компании решил проявить себя, как профессионал — его могут сразу «бортануть», потому что не фиг выделяться на общем фоне (или «тебе что — больше всех надо?»)…в общем, не знаю, как вам, но мне от этого становится грустно.
А ведь если вдуматься, то все эти игры лишь о том, чтобы кому-то чего-то доказать. И эти кто-то обычно — это папы и мамы. Даже если их нет с нами, часто их образы все равно сидят в наших головах, давая нам оценки. И мы каждый раз на это ведемся, отвлекаясь от самого главного — чего мы хотим на самом деле. Но это уже отдельная история, которая не поместится в эту статью.
Экономические проблемы
Хотим мы того или нет, но в России сейчас рынок почти во всех отраслях загибается и уже давно. Более того, падение прогрессирует и лучше точно не будет. Говорить о том, что проблемы нет, может только малыш, для которого мир всегда в розовых красках. И именно такой малыш верит в то, что произойдет чудо и его бизнес кто-то спасет. Кстати, это пошло еще с СССР, в котором почти все сказки говорили о том, что есть добро, есть зло, а есть еще невидимый помощник (а-ля конек-горбунок), который решит все проблемы. В сказках много внимания уделялось отношениям добра со злом, но почти ничего не говорилось о том, что это за такая волшебная сила, которая «выруливает» буквально всю сказку и дает возможность добру торжествовать в финале. В реальности (если убрать этот «туман») единственной волшебной силой, которая способна что-то поменять, являемся мы сами. Но для того, что признать это и поверить в себя, надо еще сильно постараться — сказки в детстве «делают свое дело» до сих пор, если что.
Вернемся к бизнесу — на мой взгляд, единственное, что может спасти бизнес — переход от вертикальных отношений власти к горизонтальным партнерским отношениям. А это означает, что надо вкладываться в профессионалов и удерживать их. Ведь проблема текучки кадров — это не только о том, что люди не подходят для каких-то дел. Это и о том, что руководителям часто плевать на то, как живут его сотрудники — чем они дышат, что думают, что чувствуют. Просто потому, что им некогда — руководители пытаются удержаться на плаву, что является очередной ложью, так как это только приведет к подрыву здоровья и потраченным нервам.
Подводим итоги
Попробую после всего вышесказанного поделиться своими мыслями касательно того, как выжить в бизнесе сегодня. Во-первых, надо убрать или хотя бы уменьшить вертикаль власти. Во-вторых, пригласить туда профессионалов, с которыми выстроить горизонтальные партнерские отношения. В-третьих, к мнению профессионалов стоит не только прислушиваться, но и удерживать их, чтобы они не ушли. Это всегда риск, так как вы не можете контролировать профессионала — он априори независим. Зато тогда в бизнесе не будут задерживаться люди, которые не хотят чего-то делать, а будут те, кому интересна их работа и которым не надо давать указания — они и так все прекрасно поймут и справятся. Руководители будут довольны результатами, а клиенты, которым посчастливиться встретиться с таким бизнесом, предпочтут остаться в нем надолго.
P.S. В этой статье я поделился лишь своим видением в силу своего опыта и знаний. Я прекрасно понимаю, что иногда без вертикальных отношений бизнес не построить — например, если речь идет о среднем и крупном бизнесе. Однако среднего бизнеса в России по сути нет, а вот мелкого бизнеса много — и много небольших фирм, которые пытаются выжить. И данная статья как раз может помочь руководителям таких небольших организаций немного переосмыслить свой подход к сотрудникам.
Роль покупателя-продавца
Отдельно стоит сказать о взаимодействии покупателя-клиента и исполнителя-продавца. В жизни мы все играем и ту и другую роль. И все мы понимаем, что быть клиентом в руках профессионала — это всегда здорово, а быть профессионалом для клиента — это всегда прибыльно. Но не все клиенты одинаково полезные и не со всеми продавцами можно работать. Если я клиенту не могу дать то, что ему нужно, я предпочту дать ему рекомендацию или отказать, чтобы он не возлагал на меня ложные надежды — репутация в бизнесе стоит немалого. И если клиент не прав, я постараюсь до него это донести. Но все клиенты и все продавцы — это не только компании, но и люди. И тут как в жизни — нет смысла держаться за тех, кто ест твою энергию и капает на мозги. Ни к чему кроме выноса мозга и потери сил, это не приведет. А вот с теми, с кем удается найти общий язык, работать лучше всего — потому что когда вы на одной волне, дела всегда идут быстрее и продуктивнее. Кто вам сказал, что в нельзя общаться с клиентом-профессионалом?
Резюме по статье
В этой статье я поделился своим видением о том, как стоит выживать бизнесу в современных условиях. Речь в этой статье шла о малом бизнесе, но все принципы, о которых было сказано, касаются в той или иной степени как среднего, так и крупного бизнеса. Разумеется, это лишь мое видение и оно выложено в очень сжатом формате. Но моя практика показывает, что именно полноценная работа с людьми, которые хорошо играют свои роли профессионалов (речь о которой шла в начале статьи), позволит бизнесу не только легко держаться на плаву, но и подниматься на те вершины, которые ранее были недоступны.